Сувениры своими руками
PDF Печать E-mail
Автор: detsad   

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Глинина Т. Ф.

МКДОУ № 33

Проблема нравственно-патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна и имеет большое значение в становлении личности ребёнка - будущего гражданина страны. Недооценка нравственно-патриотического воспитания приводит к ослаблению социально-экономических, культурных основ развития государства и, в конечном счете, к его гибели. Этим и определяется приоритетность нравственно-патриотического воспитания.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, нравственно-патриотическое воспитание должно стать одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням и к таким понятиям, как род, Родина, Отечество. Воспитание чувства патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста.

Сформированность нравственных ценностей является важным показателем целостности личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создавать собственное представление о своём будущем жизненном пути. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли мы внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решения?

Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого утрачиваются представления детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.

В настоящее время выходит достаточное количество методической литературы по данному вопросу. Как правило, в ней освещаются отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности. Ведь чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатства своей Родины.

Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, постепенно переходя в любовь к Родине и ко всему человечеству.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Мир ребенка начинается с его семьи. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Поэтому разработка подходов к организации нравственно-патриотического воспитания детей, его теоретических основ является актуальной задачей дошкольного образовательного учреждения.

Реализация программы по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает интегрированный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.

Весь материал систематизирован в виде перспективных планов и конспектов. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, игры-инсценировки, развлечения по каждой теме.

Последовательность работы представлена в следующих блоках:

Мой детский сад.

Дети проводят в детском саду много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят и заботятся о них. Детей необходимо учить называть работников детского сада по имени и отчеству, знакомить с трудом взрослых, знакомить с помещениями детского сада и их назначениями, в дни праздников вместе с детьми рассматривать оформление группы и детского сада.

Будем родине служить.

Рассказывать о российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Дать представления о Великой Отечественной войне, празднике День Победы, опираясь на факты из жизни старших членов семьи. Прививать такие понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству.

Моя малая родина.

Формировать представления детей о родном крае, о малой родине. Рассказывать о самых красивых местах края, и его достопримечательностях. Дать представления о некоторых особенностях культуры народов.

Моя семья.

Изучение истории своей семьи, позволяет внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Страна. Столица. Символика.

Знакомство детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Культура и традиции.

Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимство, почитание родителей. Знакомство с народным творчеством: считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, историей игрушек.

Мой посёлок.

Воспитывая у детей любовь к своему посёлку, необходимо подвести их к пониманию, что их посёлок – частица Родины.

Правила, по которым мы живём.

Учить детей действовать в соответствии с определёнными правилами и требованиями. Формировать навыки самообслуживания, усвоения социальных ценностей.

Анализ результатов работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми проводится два раза: в начале и конце учебного года.

Анализируем следующие показатели:

•        Положительно-эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, посёлка.

•        Личностное развитие, произвольность.

•        Социальное поведение, коммуникативность.

По всем показателям определены три уровня выполнения заданий: высокий, средний, низкий.

Уровни определяются в зависимости выполнения ребёнком предложенного задания:

•        Низкий уровень - практически невыполнение задания даже с помощью взрослого.

•        Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.

•        Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.

Анализ результатов фиксируется, что позволяет корректировать индивидуальную воспитательную работу.

Таким образом, обработав результаты в ходе проведенной с детьми беседы можно сделать выводы, что у большинства детей недостаточно сформированы знания о родном посёлке - дети затрудняются с ответами.

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы -в каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной посёлок, город, край... История родного края – это живая история, которая отражается в судье поколений. Необходимо показать ребенку, что тот край, в котором он живет, славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

Через различные виды деятельности (экскурсии, наблюдения, беседы и т.п.) мы прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, произрастающих в данной местности и т.д. Во время экскурсий у детей формируются положительные эмоции, которые можно выразить через изобразительную деятельность.

Знакомя детей с родным краем, мы расширяем их представления о государственных символах России. Все это вместе взятое закладывает у детей первые основы патриотизма.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Дети – будущее нашей Родины!

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста презентация >>


Список литературы:

  1. Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет / авт.- сост. В. Н. Косарева. – Волгоград : Учитель, 2014. – 166 с.
  2. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 160 с. (Серия «Вместе с детьми».)
  3. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с. (Конструктор образовательной программы).
  4. Народны праздники в детском саду : Методическое пособие / Н. Г. Пантелеева. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 72 с.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013. –