Сувениры своими руками
PDF Печать E-mail
Автор: detsad   

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Автор: Глинина Татьяна Фердаусовна

 

Проблема нравственно-патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна и имеет большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны. Недооценка нравственно-патриотического воспитания приводит к ослаблению социально-экономических, культурных основ развития государства и, в конечном счете, к его гибели. Этим и определяется приоритетность нравственно-патриотического воспитания.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, нравственно-патриотическое воспитание должно стать одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням и к таким понятиям, как род, Родина, Отечество. Воспитание чувства патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста.

Сформированность нравственных ценностей является важным показателем целостности личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создавать собственное представление о своём будущем жизненном пути. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли мы внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решения?

Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого утрачиваются представления детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.

В настоящее время выходит достаточное количество методической литературы по данному вопросу. Как правило, в ней освещаются отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности. Ведь чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатства своей Родины.

Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, постепенно переходя в любовь к Родине и ко всему человечеству.

Все вышесказанное обусловило выбор темы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование  элементарных знаний о правах человека;
  • знакомство  детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Решение поставленных задач повлекло за собой поиск разнообразных форм работы через различные виды деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала педагогов, детей и их родителей. Данная работа проходит через все образовательные области.

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Мир ребенка начинается с его семьи. Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Программа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Разработка подходов к организации нравственно-патриотического воспитания детей, его теоретических основ является актуальной задачей дошкольного образовательного учреждения.

Реализация программы по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает интегрированный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.

Весь материал систематизируется в виде перспективных планов и конспектов. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, игры-инсценировки и развлечения.

Последовательность работы представлена в следующих блоках:

Мой детский сад

Дети проводят в детском саду много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят и заботятся о них. Детей необходимо учить называть работников детского сада по имени и отчеству, знакомить с трудом взрослых, знакомить с помещениями детского сада и их назначениями, в дни праздников вместе с детьми рассматривать оформление группы и детского сада.

Будем родине служить

Рассказывать о российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Дать представления о Великой Отечественной войне, празднике День Победы, опираясь на факты из жизни старших членов семьи. Прививать такие понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству.

Моя малая родина

Формировать представления детей о родном крае, о малой родине. Рассказывать о самых красивых местах края, и его достопримечательностях. Дать представления о некоторых особенностях культуры народов.

Моя семья

Изучение истории своей семьи, позволяет внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Страна. Столица. Символика

Знакомство детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Культура и традиции

Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимство, почитание родителей. Знакомство с народным творчеством: считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, историей игрушек.

Мой посёлок

Воспитывая у детей любовь к своему посёлку, необходимо подвести их к пониманию, что их посёлок – частица Родины.

Правила, по которым мы живём

Учить детей действовать в соответствии с определёнными правилами и требованиями. Формировать навыки самообслуживания, усвоения социальных ценностей.

Реализация задач через образовательные области

Образовательная область «Познавательное развитие»

Содержание работы в данной области предполагает развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации посредством формирования представлений о социокультурных ценностях народов, проживающих в нашем регионе, об их традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Образовательная область «Речевое развитие»

Содержание работы в данной области предполагает овладение речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с детской художественной литературой.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Содержание работы в данной области ориентировано на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе: моральные и нравственные; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Содержание работы в данной области предполагает смысл взаимодействия взрослых и дошкольников в приобщении к произведениям искусства родного края в развитии у детей эстетических ценностей, в художественном познании мира, в присвоении способов художественной деятельности и в создании условий для саморазвития и самовыражения в изобразительном творчестве.

Образовательная область «Физическое развитие»

Содержание работы в данной области предполагает развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; формирование различных знаний об окружающем мире, стимулировании к коммуникативной, познавательной, игровой активности детей; приобщение детей к ценности здорового образа жизни, обеспечении эмоционального благополучия каждого ребенка и развитие его положительного самоощущения.

Формы работы:

  • беседы;
  • игры;
  • чтение х/л;
  • ситуативные разговоры;
  • рассказы по картинкам;
  • целевые прогулки и экскурсии (территория и помещения д/с);
  • заучивание стихотворений, песен, потешек, закличек и т.п.;
  • развлекательные мероприятия;
  • тематические праздники;
  • встречи с интересными людьми;
  • выставки детских работ;
  • конкурсы;
  • проектная деятельность и мн. др.

Данная тема актуальна, но для ее развития недостаточно разработок в научной и методической литературе. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника.

Патриотическое воспитание дошкольников – сложная проблема в условиях современной жизни, т.к. изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, о многом задумываемся, обращаем внимание какие-то стороны нашей жизни, которые еще несколько лет назад просто не замечали. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников.

Реализация задач «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Задача педагога  – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы – в каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной посёлок, город, край... История родного края – это живая история, которая отражается в судье поколений. Необходимо показать ребенку, что тот край, в котором он живет, славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

Через различные виды деятельности (экскурсии, наблюдения, беседы и т.п.) мы прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, произрастающих в данной местности и т.д. Во время экскурсий у детей формируются положительные эмоции, которые можно выразить через изобразительную деятельность.

Знакомя детей с родным краем, мы расширяем их представления о государственных символах России. Все это вместе взятое закладывает у детей первые основы патриотизма.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Анализ результатов работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми проводится два раза: в начале и конце учебного года.

Анализируем следующие показатели:

  • Положительно-эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, посёлка.
  • Личностное развитие, произвольность.
  • Социальное поведение, коммуникативность.

По всем показателям определены три уровня выполнения заданий: высокий, средний, низкий.

Уровни определяются в зависимости выполнения ребёнком предложенного задания:

  • Низкий уровень - практически невыполнение задания даже с помощью взрослого.
  • Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
  • Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.

Анализ результатов фиксируется, что позволяет корректировать индивидуальную воспитательную работу (рис. 1).

№ п/п

Ф. И. ребёнка

Эмоционально отзывается на состояние близких людей, сверстников, животных, героев сказок

Имеет представление о труде работников детского сада (повар, няня, м/сестра, прачка, дворник)

Имеет элементарные представления о правилах поведения за столом (спокойно сидит за столом, правильно держать ложку, умеет пользоваться салфеткой)

начало

уч. г.

конец

уч. г.

начало

уч. г.

конец

уч. г.

начало

уч. г.

конец

уч. г.









Детям в индивидуальной форме предлагалось ответить на  вопросы:

  1. Как зовут твоих родителей?
  2. Каких домашних животных ты знаешь?
  3. Какие сказки ты знаешь?
  4. Кто твой друг?
  5. Кто работает в детском саду?
  6. Какие правила ты соблюдаешь: дома, в детском саду, на улице?

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу.  Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей и детей и ДОУ в целом, можно говорить об успешной реализации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Работая в данном направлении необходимо:

  • постоянно поддерживать контакт педагогов д/с с родителями воспитанников;
  • пополнять развивающую предметно-пространственную среду групп;
  • поддерживать интерес воспитанников к родному краю;
  • педагогам постоянно повышать уровень самообразования в данной теме;
  • производить обмен опыта между педагогами других учреждений.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

Формирование у дошкольников нравственно-патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не могут заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.  Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Дети – будущее нашей Родины!


Список используемой литературы:

1. Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет / авт.- сост. В. Н. Косарева. – Волгоград : Учитель, 2014. – 166 с.

2.      Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 160 с. (Серия «Вместе с детьми».)

3.      Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с. (Конструктор образовательной программы).

4.      Народны праздники в детском саду : Методическое пособие / Н. Г. Пантелеева. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 72 с.

5.      Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 192 с.

6. Наш дом – Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. – 255 с.


Приложение 1

План работы с детьми на 2016-2017 учебный год

Сентябрь

Игра-путешествие «Ленинск – по знакомым улицам»

Цель: Формировать понятие «посёлок», воспитывать у детей любовь к посёлку, в котором живём.

Фотовыставка «Ленинск»

Конструирование «Улицы посёлка»

Аппликация «Мой дом»

Беседа «Правила нашей группы. Каждой вещи – своё место»

Цель: Знакомство детей с расположением игрушек и вещей в группе, необходимых для самостоятельной деятельности.

Чтение худ. литературы Л. Воронкова «Маша-растеряша»

Игра-беседа «Знакомство с трудом работников детского сада.

Цель: Знакомство детей с сотрудниками детского сада (мл. воспитатель), воспитывать уважение к труду взрослых.

Чтение худ. литературы Е. Ильина «Три хозяйки»

Аппликация «Накроем на стол»

Октябрь

Игра-путешествие «Хвойный лес»

Цель: Знакомство детей с природой нашего края: хвойный лес и его обитатели; формировать диалогическую речь детей, обогащать словарный запас; воспитывать любовь,  интерес, бережное отношение к природе.

Лепка «Ёлочка»

Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Игра-развлечение «Приходи кот Васька, с нами поиграть»

Цель: Знакомство детей с русским народным фольклором: потешками, песнями, играми; развитие речи, памяти, познавательной и двигательной активности. Воспитывать любовь к животным.

Разучивание потешек: «Котишко-мурлышко…», «Пошел котик на торжок…», «Как повадился коток…»

Хороводная игра «Водят мыши хоровод»

Аппликация «Кокошник для Анюты»

Ноябрь

Игра-путешествие «Север и Юг»

Цель: Знакомство детей с понятием «Россия»; рассказать о природе Средней полосы России;  о природе Сибири; о тайге; дать представления о пустыне. Воспитывать у детей интерес к природе родной страны.

Рассматривание иллюстраций: «Север», «Пустыня», «Тайга».

Аппликация «Флаг России»

Беседа «Мои мама и папа»

Цель: Формировать представление о семье, вызвать желание говорить о своих близких, называть их имена.

Фотовыставка «Моя семья»

Дидактическая игра «Моя семья»

Цель: Продолжать, формировать представление о семье; закреплять умение определять родственные отношения между близкими членами семьи; воспитывать любовь и заботливое отношение к членам семьи.

Чтение худ. литературы Я. Аким «Кто кому кто?»

Фотоколлаж «Моя семья»

Рисование «Семейный портрет»

Декабрь

Экскурсия в прачечную «Чистое полотенце»

Цель: Формировать культурно-гигиенических навыки; вызвать интерес к труду работника прачечной; воспитывать уважение к труду взрослых.

Чтение худ. литературы А. Усанова «Стирка»

Аппликация «Развесим бельё»

Беседа «Правила нашей группы. Поделись игрушкой»

Цель: Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций.

Игра-беседа «Города – где я побывал»

Цель: Формировать представления детей о величине России; вспомнить названия мест, где дети с родителями провели свой отдых.

Рисование «Карта России»

Рассматривание иллюстраций «Города России»

Фотовыставка «Где я отдыхал с мамой и папой»

Январь

Игра-беседа «Как на Севере живут?»

Цель: Формирование знаний у детей об особенностях природы Севера, его животном и растительном мире; формирование диалоговой  речи; формирование интереса к жизни людей на Севере, к их труду и быту.

Аппликация «Узоры Севера»

Рассматривание иллюстраций «Природа Севера»

Игра-развлечение «Игрушки: богородские и филимоновские»

Цель: Дать представления детям о народной игрушке и русском народном фольклоре; познакомить детей с деревянными (богородскими) и глиняными (филимоновскими) игрушками, потешкми; воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Лепка «Чудо конь»

Разучивание потешек «Ходит конь по бережку»

Беседа «Правила нашей группы. За столом»

Цель: Воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть; спокойно сидеть за столом, правильно держать ложку, набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, пользоваться салфеткой.

Конструирование «Стол и стул»

Февраль

Беседа «Правила нашей группы. Будь - аккуратным»

Цель: Формирование у детей бережного отношения к вещам; формирование умения и навыков в обращении с игрушкой.

Чтение худ. литературы А.Барто из цикла «Игрушки»

Дидактическая игра «Зеркало»

Беседа «Летят самолёты»

Цель: Дать представление детям  о празднике – День защитника Отечества, воспитывать чувство гордости за наших славных воинов – лётчиков.

Аппликация «Самолёт»

Беседа «Буду капитаном»

Цель: Обогащать знания детей о моряках, кораблях; формировать патриотические чувства.

Конструирование «Корабль»

Март

Игра-посиделки «В гости к бабушке»

Цель: Формировать у детей интерес русскому фольклору: песнях, играх, потешках; развивать связную речь, мелкую моторику рук; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Чтение худ. литературы С. Михалков «Мамы разные нужны…», П. Синявский «Разноцветный подарок».

Аппликация «Подарок для мамы»

Аппликация «Подарок для бабушки»

Игра-драматизация «Петушок и его семья»

Цель: Формировать представления о семье на примере семьи Петушка; показать детям заботу родителей о своих детях; воспитывать любовь к родному языку, знакомить детей, с фольклорными произведениями.

Чтение худ. литературы Я. Аким «Моя родня»

Разучивание потешек «Петушок, Петушок…», «Курочка – тароторочка…»

Лепка «Зёрнышки для цыплят»

Апрель

Игра-путешествие « Улицы города - Миасса»

Цель: Формировать у детей представление об улице как части города; воспитывать желание узнать больше о городе Миассе.

Чтение худ. литературы А. Пришелец «Наш край»

Фотовыставка «Миасс»

Аппликация «Красивые дома»

Игра - развлечение «Масленица»

Цель: Формировать  у детей  понятие о русских народных традициях и обычаях, о культуре празднования Масленицы; воспитывать и побуждать интерес к истории  и культуре России.

Заучивание закличек «Весна, прийди!», «Идёт матушка – весна».

Игра - хоровод «Карусель», «Солнышко».

Лепка «Блинчики»

Май

Беседа «Наша армия»

Цель: Формирование у детей патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Рассматривание иллюстраций «Военная техника»

Чтение худ. литературы А. Барто « Мой брат уходит на войну»,

Беседа «Красота России»

Цель: Формировать представления у детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за свою страну.

Конструирование «Крепость»

Лепка «Веточка берёзы»

Приложение 2

План работы с родителями на 2016-2017 уч.г.

Сентябрь

Анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»

Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у

дошкольников»

Родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»

Октябрь

Знакомство с профессией родителей «Почтальон», «Продавец»

Конкурс поделок «Осеннее лукошко»

Стенгазета «Осень золотая»

Ноябрь

Фотовыставка «Моя семья»

Выставка «Любимая игрушка»

Развлечение «День матери»

Декабрь

Стенгазета «Зимние забавы»

Фотовыставка «Где я отдыхал с мамой и папой»

Январь

Консультация «Роль родителей в развитии творческих                                                                 способностей детей»

Знакомство с профессией родителей «Учитель», «Шофёр»

Февраль

Фотовыставка «Мой папа»

Заучивание с детьми стихотворений к празднику

Праздничное мероприятие «23 февраля»

Март

Совместное оформление уголка «Башкирский быт»

Заучивание с детьми стихотворений к празднику

Праздничное мероприятие «8 Марта

Выставка рукоделия «Мастерицы»

Апрель

Субботник на участке детского сада

Фотовыставка «Миасс»

Май

Заучивание с детьми стихотворений к празднику

Праздничное мероприятие «9 Мая»

Консультация «Детям о  ВОВ»

Конкурс рисунков «9 Мая»


Приложение 3

АНКЕТА для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание в семье»

Уважаемые родители! Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин», «гражданское воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного детства? Почему?
__________________________________________________________________
2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру?
__________________________________________________________
3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного города, поселка, региона?
____________________________________________________
4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?

__________________________________________________________________
5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города, края?
____________________________________________________________
6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном городе?
_________________________________________________________________
7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей? Назовите известные вам источники.
__________________________________________________________________
8. Какая помощь со стороны ДОУ вам необходима для реализации задач нравственно-патриотического воспитания?

________________________________________________________________
9. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по нравственно-патриотическому воспитанию ребенка?
__________________________________________________________________



Спасибо за сотрудничество!

Приложение 4

План совместных мероприятий с СДК п. Ленинск

Сентябрь

Развлечение «Путешествие в страну знаний»

Октябрь

Развлечение «Осенние посиделки»

Ноябрь

Развлечение «Дочки-матери»

Декабрь

Развлечение «Кто рукавичку потерял»

Январь

Развлечение «Рождественские колядки»

Февраль

Развлечение «Аты-баты, шли солдаты»

Март

Развлечение «Солнышко с Блинчиком приглашают»

Праздничное мероприятие «8 Марта»

Апрель

Развлечение «Космические приключения»

Май

Праздничное мероприятие «9 Мая»

Развлечение «Как кулич к яичку в гости ходил»

Развлечение «Незнайка на дороге»